Коробка передач — это важная деталь любой машины с весьма трудной конструкцией. Даже относительно «несерьезная» поломка в ней является трудно решаемой (и дорогостоящей) задачей и для профессионала, не говоря уже о любителе. Чтобы избежать проблем с ремонтом коробки передач, нужно проводить регулярный осмотр и периодически менять масло. В настоящей статье пойдет речь именно о процедуре частичной замены трансмиссионного масла в Тойоте Королла.

Функции масла в АКПП в автомобиле

Прежде чем переходить к процедуре самостоятельной замены масла в АКПП на Тойоте Королла, нужно кратко описать основные задачи, которые выполняет трансмиссионное масло в машине.

Список функций включает:

  • Передача крутящего момента;
  • Обеспечивание фрикционного сцепления при переключении скоростей;
  • Передача энергии в гидравлических механизмах;
  • Защита от стачивания, изнашивания, заедания и питтинга всех деталей;
  • Снижение потерь за счет трения между деталями;
  • Терморегуляция, термоотвод для паров трения;
  • Снижение шума и вибрации зубчатых колец;
  • Уменьшение ударной нагрузки;
  • Гарантия безотходности и нетоксичности эксплуатации автомобиля.

И немного о том, какими свойствами должно обладать качественное трансмиссионное масло.

Список включает:

  • Высокие показатели антизадирных, антиизносных и антипиттинговых свойств;
  • Хороший уровень противоокислительной стабильности;
  • Высокие вязкостно-температурные характеристики;
  • Качествами, обеспечивающими несмешивание с водой и защиту от посторонних жидкостей в целом (против бензина и дизельного топлива эта защита не очень помогает);
  • Хорошей совместимостью со всеми элементами автоматической коробки переключения передач, изготовленными из резины. Это означает, что жидкость не должна их разъедать или другим образом повреждать;
  • Низким показателем пенообразования;
  • Высокой стабильностью как в период хранения, так и в период эксплуатации.

И наконец — какие последствия использования некачественного трансмиссионного масла для машины?

Список включает:

  • Ускоренный износ деталей АКПП;
  • Ухудшение управляемости машины. Начинаются периодические рывки и затрудняется переключение передач;
  • Повышенный перегрев мотора;
  • Увеличение ударной нагрузки.

Как самостоятельно сменить масло в АКПП в Тойоте Королла?

В соответствии с рекомендациями специалистов концерна Toyota, замену масла в АКПП в Тойоте Королла (если говорить, в частности, о сериях E120 и E150) нужно проводить каждые 40000-50000 километров. Хотя российским водителям нужно делать поправку на местные дороги и снижать указанные числа в 1,5-2 раза, в зависимости от интенсивности эксплуатации автомобиля и качества дорог, по которым он перемещается.

Основной список расходников и инструментов для замены масла в АКПП на Toyota Corolla включает:

  • Новое трансмиссионное масло;
  • Новый фильтр трансмиссии;
  • Уплотнитель пробки слива;
  • Уплотнитель, располагаемый между крышкой и поддоном;
  • Набор ключей и отверток;
  • Крепкая ветошь для очистки деталей;
  • Рабочие плотные перчатки;
  • Фонарик или переносная лампа;
  • Поддон, широкая канистра или ведро объемом хотя бы на 5 литров, для слива «отработки»;
  • Воронка.

В отношении техники безопасности при замене трансмиссионного масла нужно соблюдать следующие правила:

  • Надевать рабочую одежду и, в первую очередь, плотные рабочие перчатки. Все манипуляции совершаются в условиях разогретого двигателя, об который легко обжечься. На случай форсмажоров рекомендуется рядом держать емкость с ледяной жидкостью, об которую моментально остужается ожог;
  • Для подсветки НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ свечи или зажигалки. Возможно воспламенение масла;
  • Если процедура проводится не на эстакаде, подъемнике или в яме, а машина поднята с помощью домкратов — они должны быть в рабочем состоянии, без поломок. Иначе последствия могут быть трагичными.

Слив старого масла и промывка поддона с удалением стружек

Сама процедура замены трансмиссионного масла включает два глобальных этапа. В этом пункте будет описан первый — слив старого масла с поддона АКПП в Toyota Corolla, а также пошаговый процесс его промывки от инородных частиц, металлической стружки и песка.

Заливка нового масла в АКПП

Перед тем, как заливать новое трансмиссионное масло для Toyota Corolla, нужно определить, какое именно должно быть залито. Это зависит от следующих характеристик машины:

  • Год производства, тип кузова (универсал, седан, хетчбек, купе, седан-хардтоп, лифтбек);
  • Вид трансмиссии (в данном случае — автоматическая);
  • Марка силовой установки, ее объем;
  • Расход горючего;
  • Марка заводского масла, сколько его было залито, существующие заменители жидкости.

Во избежание рисков при выборе трансмиссионной смазки, водителю следует ознакомиться со спецификацией Automatic Transmission Fluid (ATF), где систематизированы все базовые требования к маслам в автоматических коробках переключения передач.

И подробное описание пошагового процесса замены масла АКПП в Тойоте Королла:

  1. Разогреть машину 10-15 километровой поездкой. Нагретое масло лучше выливается, чем холодное;
  2. Установить машину на подъемник, эстакаду или над ямой, чтобы иметь доступ к ее днищу;
  3. Через слив в поддоне автоматической коробки переключения передач слить отработанную трансмиссионную жидкость в заготовленную емкость на 5 литров;
  4. Снять поддон АКПП;
  5. Демонтировать фильтр АКПП. Вероятно, его температура на этот момент очень высока, поэтому все манипуляции лучше проводить в перчатках;
  6. Очистить детали от следов отработки;
  7. Очистить детали от металлической стружки, используя магниты на поддоне АКПП;
  8. Установить новый фильтр. Можно закрутить его руками, а можно, если аккуратно, то с использованием динамометрического ключа (усилие 11Нм);
  9. Протереть посадочное место ветошью, установить на место прокладку и затянуть поддон. Если делать последнюю процедуру динамометрическим ключом, то усилие не должно превышать 5Нм;
  10. Закрутить уплотнитель с усилием 17Нм, после чего установить пробку слива;
  11. Через воронку перелить в горловину бака для трансмиссионной смазки около 4,5 литров;
  12. Отсоединить шланг, проходящий от картера к масляному радиатору;
  13. Подсоединить прозрачную трубку на патрубок, отходящий от АКПП;
  14. Завести машину и проконтролировать, как поступает жидкость малинового цвета;
  15. Долить смазки до тех пор, пока уровень на щупе не откажется между нижней и верхней отметкой;
  16. Установить все снятые детали на место.

Стоит помнить, что в Тойоте Королла 150 часто остается отработка даже после вышеприведенной процедуры. Избавиться от нее можно, только используя во время слива вакуумный насос.

Дополнительные рекомендации в процессе замены трансмиссионного масла в Toyota Corolla:

  • Менять смазку каждые 20-25 тысяч километров при езде по российским дорогам, и каждые 40-50 — по европейским автобанам;
  • Использовать в АКПП только фирменное масло, поскольку японские детали очень чувствительны к заменам и могут нежелательно отреагировать на «чужую» смазку;
  • Если придется прибегнуть к заливу других масел, сверяться с вышеупомянутой спецификацией ATF;
  • Всегда при замене смазки АКПП менять и фильтрующий элемент;
  • По максимуму сливать отработку. По этой причине рекомендуется использовать в процессе специальный вакуумный насос;
  • Если есть непонятные моменты в вышеприведенной процедуре, лучше не пытаться проводить ее «на авось» и обратиться на станцию технического обслуживания.

Различия замены масла в АКПП на других моделях Тойоты

Но есть ли отличия при замене трансмиссионного масла, если сравнивать Тойоту Королла с, например, Тойотами марок Премио или Фидлер? Разберем вопрос детальнее.

В процессе замены масла в АКПП на Тойоте Премио с кузовом седан своими руками или на Тойоте Фидлер нужно, в целом, совершать те же манипуляции, что описаны ранее в статье. Меняться может объем заливаемого масла, в зависимости от модели (даже размеры ключей и сила, прикладываемая при откручивании/закручивании аналогичны), но для данных расчетов рекомендуется обращаться к специалистам или опытным водителям.