Фольксваген Пассат

Замена обводных и натяжных роликов ремня газораспределительного механизма — одна из самых часто проводимых процедур при техническом обслуживании автомобиля. Это справедливо и для Фольксвагена Пассат — машины настолько же распространенной, насколько и надежной.
Регулярно обращаться на станцию технического обслуживания не всем подходит, в силу недостатка времени и/или денег. Но процедура может проводиться и самостоятельно, при должной подготовке и строгом следовании инструкции, приведенной в статье.

Функции роликов ГРМ в Фольксвагене

Натяжные и обводные ролики ГРМ

Ролики ремня ГРМ — это шариковые подшипники, внутренняя обойма которых закрепляется на двигателе. На внешней обойме детали имеются бортики, задача которых — фиксация ремня. Наиболее важной частью всей конструкции является внутренняя полость подшипника, в которой находится специальная тугоплавкая смазка. От того, насколько герметично запечатана эта смазка, и зависит продолжительность срока службы самих роликов.

Ролики делятся на два вида, в зависимости от выполняемой функции: направляющие (обводные) и натяжительные.

Функции натяжительных роликов:

  • Создание натяжения ремня ГРМ;
  • Понижение уровня шума привода ГРМ.

Функции направляющих (обводных) роликов:

  • Изменение хода ремня, за счет его поворота на определенный угол;
  • Обеспечение стабильности функционирования механизма.

Теперь о том, где располагаются ролики, равно как и сам газораспределительный механизм. Найти их не трудно, в большинстве моделей конструкция находится в левой части, если стоять перед капотом, лицом к машине. Искать нужно валы, на которых протянут ремень. Найдя такую конструкцию, автовладелец находит и газораспределительный механизм.

На этом с описанием базовых функций и особенностей этих деталей автомобиля все, и нужно рассмотреть, как проходит на Пассате В3 замена ролика ГРМ.

Подготовка к замене и необходимые инструменты

Комплект для замены роликов и ремня ГРМ

Но как определить, когда возникает необходимость в замене роликов газораспределительного механизма? На практике, это не трудно. Дело в том, что у этих составляющих одинаковый запас прочности с ремнем ГРМ. Следовательно, меняются они одновременно, через 50-60 тысяч километров пробега. Если эксплуатация автомобиля происходила на пересеченной местности, или при экстремальном скоростном режиме (с резким ускорением и торможением), то срок сокращается до 40-45 тысяч километров.

При визуальном осмотре лучше всего виден ремень ГРМ. Если он изношен или есть повреждения — менять нужно и его, и ролики.

Внимание! Эти детали не ремонтируются. Повреждения на обводных и натяжных роликах ГРМ необратимы, и сварить/склеить/скрепить их невозможно. Только приобретать новые запчасти и ставить их на место старых.

И в отношении техники безопасности. Замену ремня и роликов газораспределительного механизма нельзя проводить при разогретом двигателе, иначе ожогов не избежать. Машина должна быть надежно зафиксирована на месте стояночным тормозом или внешними фиксаторами. Наконец, напоминание, в первую очередь, для курильщиков: для подсветки нельзя использовать спички или зажигалки. Только фонари или лампы.

Перед тем, как приступать к процедуре замены роликов и ремня ГРМ, нужно собрать весь необходимый инструментарий.

Список инструментов для замены ролика ГРМ на Пассате Б3:

  • новые запчасти: ролики, шкивы, ремень;
  • набор ключей (торкс, составные, шестигранники);
  • отвертка;
  • лампа или фонарь.

Теперь можно переходить непосредственно к работе.

Процесс смены роликов ГРМ

Процесс замены изношенных деталей ГРМ

Начинается все с открытия капота. Под ним нужно найти два винта, которыми закреплена декоративная решетка радиатора. С помощью ключа «торкс» Т30 эти винты откручиваются, а сама решетка вынимается. От бампера отщелкиваются 4 упругих защелки, расположенные внизу снимаемой детали.

Когда решетка убрана, становятся видны 4 винта аналогичного размера, которыми бампер крепится к направляющей детали. Их тоже нужно открутить.

Под арками передних крыльев машины расположены еще 3 винта под «торкс» Т25, которыми локер прикрепляется к бамперу. Выворачиваются и они, и винты, которыми углы бампера, завернутые вертикально, крепятся к крыльям.

При наличии в автомобиле защиты картера или пластикового пыльника, их тоже нужно снять, отвернув три винта в нижней части бампера. Когда сняты боковые решетки на бампере, отсоединяются разъемы с противотуманными фарами, при их наличии. Бампер снимается по ходу движения машины.

Пластиковая направляющая бампера, расположенная перед радиатором, тоже снимается, а затем откручиваются два винта под «торкс» Т30, расположенные по бокам, в углублениях.

Наконец, демонтируются фары. Для этого вынимаются из «телевизора» трапециевидные резинки, под которыми располагаются восемь винтов под «торкс» Т27 или Т25: по два в верхней части, по одному внизу за фарой, и по одному с внутренних боков фар. Следующим шагом, с помощью ключа на 10, отворачиваются два винта, которыми крепится радиатор охлаждения жидкости гидроусилителя руля. Затем отсоединяется датчик температуры воздуха, а сам радиатор отводится в сторону переднего левого колеса автомобиля. Датчик температуры тоже аккуратно вынимается и откладывается во внутреннюю часть моторного отсека.

Теперь можно снять сам бампер, отвернув ключом Т35 по три винта, удерживающих лонжерон. После него отсоединяется электрический разъем датчика, расположенный на радиаторе кондиционера. Для этого используется ключ на 10, которым откручиваются четыре болта крепления разъема. Затем снимаются скобы и радиатор, который аккуратно, чтобы не повредить его, отводится в сторону.

Следующим этапом сливается охлаждающая жидкость из радиатора. Для этого устанавливается емкость на 4-5 литров (сольется около 3-3,5, но лучше, чтобы объем емкости был больше), в нее проводится шланг, а другой его конец надевается на сливную пробку радиатора. При нормальном состоянии термостата (если его не заклинило в открытом положении), то сливается около 3 литров. Затем отсоединяются патрубки от охлаждающего радиатора и вынимаются пластиковые штифты на телевизоре.

После этого снимается радиатор. Лучше убрать его подальше в сторону, чтобы не повредить. С помощью винтов под торкс и одного ключа на 10 снимается замок капота. После них снимаются оставшиеся пять винтов, которым крепится телевизор: два под Т30 на крыльях, два на кронштейнах под фарами и один слева конструкции, которым телевизор соединяется с бачком с омывайкой. В завершение, снимаются разъемы с улиток сигналов и можно снимать сам телевизор.

Следом отворачиваются последние два винта на лонжеронах и снимается расположенная между ними труба. Потом берется шестигранный ключ на 5, которым отворачиваются четыре винта, держащих крыльчатку вискомуфты, и она снимается.

Теперь есть доступ к натяжителю ремня навесных агрегатов, который отворачивается ключом на 13. После него ключом торкс Т30 отворачиваются два винта, которыми крепится крышка шкива распределительного вала. Проворачивается коленвал (с помощью центрального крепежного болта), пока метка на его шкиве не совпадет с меткой на корпусе клапанной крышки, и шестигранников на 6 отворачиваются 4 винта, которыми крепится шкив коленвала. Расположение меток повторно проверяется, и можно снимать шкив.

С помощью ключа на 10 отворачиваются последние винты, удерживающие щитки ремня ГРМ. Последние аккуратно снимаются. Получен доступ к роликам и ремню ГРМ. Ключом на 13 ослабляется гайка, на которой закреплен натяжной ролик. Проводить эти манипуляции нужно очень осторожно, чтобы не сбились метки.

Натяжитель откручивается шестигранником. Направление — против часовой стрелки, взводя демпфер натяжного ролика в исходное положение. Давить тут нельзя, можно повредить ролик. Когда шток демпфера уйдет целиком, его надо зафиксировать в таком положении. Для этого подойдет плоская отвертка.

Теперь можно снимать ремень ГРМ и натяжной ролик. Чтобы снять обводный ролик, его нужно открутить ключом на 12. На место снятых деталей устанавливаются новые.

Следующий этап очень ответственный — натяжение ремня газораспределительного механизма. Процедура не отличается сложностью, но проводить ее нужно аккуратно. Сначала поворачивается эксцентрик натяжного ролика против часовой стрелки, пока он не упрется в шток. Шток освобождается и дальше эксцентрик проворачивается под его давлением, пока корпус демпфера и лапка натяжителя не окажутся на расстоянии 8 мм, после чего затягивается гайка ролика. Затем проверяется положение меток шкивов, и коленчатый вал проворачивается на два оборота.

Повторно проверяется дистанция между корпусом демпфера и лапкой натяжителя. Важно, чтобы оно не превышало 10 мм.

На этом процедура заканчивается и вся конструкция собирается в обратном порядке.