Содержание
Замена ремня ГРМ своими руками осуществляется с учетом периодичности и требований к техническому обслуживанию автомобиля. Процедура не считается сложной, но требует от автовладельца внимательности, опыта и навыков работы с агрегатами и узлами двигателя.
Когда необходимо менять ремень ГРМ?
По техническим рекомендациям завода-изготовителя, ремень ГРМ на Fiat Bravo до 2000 года меняют каждые 115 тыс. км пробега. Для более новых моделей предписывается необходимость регулярно проверять состояние данной детали. С учетом условий эксплуатации периодичность замены может сократиться до 60 тыс. км пробега.
При эксплуатации автомобиля обращают внимание на признаки необходимости замены:
- посторонние шумы в работе двигателя;
- падение мощности автомобиля;
- машина тяжелее заводится;
- в работе двигателя появляются толчки, подергивания;
- увеличивается токсичность выхлопных газов.
Признаки общие, могут указывать и на иные поломки. Однако при их наличии профилактическая проверка газораспределителя лишней не будет. В этой ситуации обращают внимание на состояние ременной передачи, наличие трещин, стертостей, обломанных зубьев. При обнаружении таковых приступают к замене ремня ГРМ.
Выбор ремня
При выборе качественного ремня ГРМ ориентируются на производителя. Признанными марками считаются Gates и Contitech, хорошую продукцию предлагает также Dayco и Bosch. При выборе новых деталей обращают внимание на наличие лицензий и сертификатов качества.
Обращаться за покупкой новых расходников следует только в официальные представительства к проверенным поставщикам. Стоимость их продукции может быть выше рыночной, однако больше гарантий получить качественную деталь, а не подделку.
Вместе с ремнем ГРМ нередко приобретают и сопутствующие товары: ролики, сальники коленчатого и распределительного вала, прокладки, шайбы. Для работы с заменой понадобится герметик и жидкость WD-40. В процессе разборки может обнаружиться необходимость дополнительных покупок.
Самостоятельная замена
Процесс подготовки к замене ремня ГРМ сводится к выбору рабочего места и подбору инструментов. В первом вопросе по возможности используют ремонтную яму или подъемник, при их отсутствии достаточно и домкрата с опорами.
Среди необходимых для работы инструментов выделяют:
- набор отверток, плоскогубцы;
- наборы рожковых и накидных ключей;
- молоток, монтировка, установочное приспособление;
- съемники для ремней и шкивов;
- новые расходники.
При работе с заменой ремня ГРМ используют также спецодежду и перчатки. В процессе подготовки для повышения безопасности отключают минус на аккумуляторе. Также ставят упоры под задние колеса автомобиля.
Снятие ремня
Процедура снятия ремня условно подразделяется на два этапа: демонтаж агрегатов для обеспечения доступа к ГРМ и работа с самой ременной передачей. Первый процесс включает в себя следующие шаги:
- снимают защиту двигателя, если таковая имеется;
- демонтируют правое колесо и брызговик;
- убирают впускной воздуховод;
- аккуратно снимают ремни привода навесных агрегатов и их натяжитель;
- снимают свечи зажигания, а также катушку и провода;
- в конце убирают задние крышки (1) распредвалов и лючок картера сцепления.
После того, как получен доступ к газораспределительной системе приступают к снятию ремня ГРМ:
- через адаптер (2) стрелочный индикатор устанавливают в отверстие свечи первого цилиндра;
- его поршень приводят к верхней мертвой точке (ВМТ), проверяют смещение меток (3) и (4), обнуляют значение индикатора;
- маховик (5) стопорят соответствующим фиксатором;
- снимают гайку шкива коленвала (6) и сам шкив, а также крышку ременного привода ГРМ;
- ослабив гайку натяжителя (7) снимают ремень.
В процессе снятия проверяют все сопутствующие детали и механизмы. При необходимости производят замену изношенных узлов, обновляют смазку и шайбы.
Установка нового элемента
Установка нового ремня ГРМ на Фиате Браво осуществляется последовательно:
- Проверяют правильность фиксации маховика (5);
- Посредством адаптера и ключа (8) отворачивают болты креплений зубчатых шкивов распредвалов (9);
- Устанавливают специальное приспособление на место задних крышек (10) и (11);
- Новый ремень надевают на зубчатый шкив коленвала;
- Монтируют сам шкив и затягивают гайку (6);
- Снова проверяют правильность фиксации маховика, после чего затягивают гайку моментом 220 Нм;
- Удаляют фиксатор, проверяют установку поршня первого цилиндра по индикатору;
- По часовой стрелке проворачивают шкивы распредвалов;
- Ремень на них надевают против часовой стрелки;
- Выворачивают болт крепления задней крышки (12) и закрепляют им натяжное устройство (13);
- Поворачивают болт (16) против часовой стрелки, устанавливают максимальное натяжение (14) и затягивают гайку натяжителя (7);
- Из первого цилиндра выворачивают адаптер индикатора (2);
- Блокируют распредвал и затягивают болты (9) моментом 115 Нм;
- С торца распредвалов снимают установочное приспособление (10);
- Коленвал проворачивают на два оборота по часовой к ВМТ, проверяют соответствие метки (4) с репером;
- Ослабляют гайку натяжителя (7), совмещают указатель с меткой (15);
- Гайку натяжителя затягивают моментом 23 Нм;
- Снимают натяжное устройство, возвращают болт крышки (12).
После замены ремня ГРМ на Фиате Браво все демонтированные узлы двигателя собираются в обратном порядке. В процессе сборки проверяют плотность креплений, попутно осматривают системы на наличие изношенных соединений и подтеков.
Замена ремня ГРМ на других моделях
Замена ремня ГРМ на Фиате Мареа, как и на Фиате Темпра, осуществляется по тому же алгоритму, что и в Fiat Bravo. Общий процесс стандартен, однако имеет ряд нюансов в зависимости от сборки автомобиля, модели и типа двигателя.
Основными выделяют отличия:
- артикулы деталей и комплектующих — при покупке на этот момент следует обратить внимание, несоответствие деталей может быстро вывести систему из строя;
- необходимые инструменты — общие требования к ним одинаковые, отдельные крепления однако могут иметь различные способы съема;
- расположение узлов — сборки могут различаться даже в рамках одного модельного ряда в зависимости от года выпуска и иных факторов;
- работа с деталями — натяжные моменты, фиксация, необходимость снятия и сопутствующей замены — все это также может иметь незначительные нюансы и отличия.
С учетом подобных факторов для работы с заменой ремня ГРМ на Фиате Мареа, Темпра или других моделях рекомендуется обращаться к технической документации соответствующей сборки. Также приветствуется помощь специалиста и его контроль над правильностью сборки. Данный аспект будет особенно актуален, если самостоятельная замена ремня ГРМ производится впервые.
Последствия несвоевременной замены
Ременная передача в газораспределительном механизме обеспечивает синхронность работы поршней и клапанов, а также своевременный газоотвод и подачу воздуха для сгорания топлива. Следствием несвоевременной замены становится износ ременной передачи.
Выражается это в трещинах, стертых и сколотых зубцах. При интенсивной нагрузке такое состояние ремня ГРМ приводит к его скорому обрыву. Повреждаются поршни, за ними клапана. Дальнейшие поломки следуют по цепной реакции и зависят от общего износа деталей и комплектующих.
Во избежание дорогостоящего ремонта и замены целых агрегатов автомобиля, рекомендуется своевременно проводить профилактический осмотр газораспределительного механизма. Некоторые специалисты рекомендуют проверять ремень каждые 20-25 тыс. км пробега, особенно после смены сезонов и погодных условий. При обнаружении признаков износа приступают к замене.