Содержание
Как правило, основной причиной перегрева двигателя в автомобиле является нехватка охлаждающей жидкости. Для того, чтобы выполнить замену антифриза в системе охлаждения Форда Мондео вовсе не обязательно обращаться в сервисный центр. Эту простую в исполнении процедуру вполне может провести и рядовой автолюбитель у себя в гараже. Рассмотрим процесс замены ОЖ в авто подробнее и разберемся, зачем нужны антифризы и какие они бывают.
Функции ОЖ в системе охлаждения авто
Перегрев двигателя является одной из самых неприятных и опасных поломок в автомобиле. Если слабая степень перегрева ведет лишь к глушению мотора, то сильный может оказаться чреват пожаром или взрывом. Опасность появляется не только для целостности авто, но и для здоровья водителя и пассажиров.
С появлением первых двигателей внутреннего сгорания перед инженерами встал вопрос об их эффективном охлаждении. Изначально для этих целей использовались воздух и вода. Однако с усложнением конструкции и наращиванием мощностей механизма они стали проявлять себя не лучшим образом. Тогда химиками был придуман антифриз — хладагент, созданный на базе двухатомных спиртов и воды. Он имел высокие пороги кипения и замерзания и, благодаря защитным присадкам, защитил механизмы системы от коррозии.
В наше время основная формула антифризов практически не изменилась, хотя и была несколько доработана. Так, тосолы на базе моноэтиленгликоля уже не производятся, так как не соответствуют международным стандартам. Большинство современных тосолов и антифризов производится на базе этилен- и пропиленгликоля. По типу присадок они делятся на:
- традиционные. Имеют присадки неорганического происхождения. Образуют на деталях системы охлаждения слой оксидной пленки, защищающий от коррозии, но мешающей теплоотводу. Имеют короткий срок службы в 1-2 года;
- карбоксилатные. Наиболее распространенные антифризы с органическими присадками. Отличаются большим сроком службы, чем традиционные (до 5 лет). Образуют тонкую, в 0,1 микрон толщиной, оксидную пленку только на местах, тронутых коррозией, что мешает ей развиваться дальше;
- гибридные. Более совершенные антифризы, совмещающие в себе как органические, так и неорганические присадки. Решение использовать как те, так и другие присадки было вызвано необходимостью борьбы с пенообразованием и кавитацией в жидкости, с чем не справляются карбоксилатные антифризы. Так же было выявлено, что соли карбоновых кислот являются пластификаторами и размягчают проводящие трубки системы;
- низкогибридные охлаждающие жидкости были разработаны уже в начале XXI века. Изготавливаются с добавлением органических присадок с минимальным количеством неорганики. Правильно подобранный состав присадок позволил увеличить срок смены антифризов до одного раза в 500 тыс. км пробега.
Несмотря на эту классификацию единого международного стандарта антифризов не существует. Для разделения охлаждающих жидкостей исторически повелось пользоваться внутренней классификацией антифризов от концерна Volkswagen Audi Group. Согласно ей, охлаждающие жидкости делятся на три категории:
- G11 — самые простые и распространенные. Изготавливаются с большим количеством силикатов в составе присадок, что обеспечивает систему толстым слоем защиты от коррозии. Как правило имеют синий или зеленый цвет;
- G12 — чуть более дорогие и качественные. Вместо силикатов использованы карбоксилатные соединения. Имеют красный цвет;
- G13 — самые дорогие и качественные антифризы. Не содержат силикатов и являются абсолютно экологически чистыми. Единственная из представленных здесь категорий антифризов делается на базе пропиленгликоля. Выпускается окрашенной в желтый и оранжевый цвета.
Замена охлаждающей жидкости на Форде Мондео 4 проводится с использованием антифризов категории G12+ (для автомобилей до 2011 года выпуска) и G12++ или G13 (для автомобилей выпущенных после 2011 года).
Как самостоятельно сменить ОЖ в Форде Мондео 4?
Согласно регламенту, установленному производителем, замена охлаждающей жидкости в Форде Мондео проводится каждые 5-7 лет или по достижении 250 тыс. км пробега. Эти цифры во многом зависят от условий эксплуатации автомобиля и окружающей среды.
Стихийная замена антифриза может потребоваться в любое время. Причинами ее могут являться потеря жидкостью своих свойств и утечка ОЖ из системы охлаждения.
Признаками выработки жидкости являются:
- образование осадка в расширительном бачке;
- образование налета в расширительном бачке;
- мутность ОЖ;
- оранжево-бурый цвет ОЖ, говорящий о сильной степени окисления деталей системы и образовании коррозии.
Утечку из системы можно также определить по ряду признаков:
- белый пахучий дым из выхлопной трубы говорит об утечке жидкости в масло;
- следы влаги под автомобилем указывают на повреждение или нарушение герметичности радиаторных труб;
- запотевание стекол в салоне и образование конденсата под передним пассажирским сиденьем говорит об утечке на уровне радиатора отопления;
- образование белого налета на свечах зажигания говорят об утечке ОЖ в двигатель.
При обнаружении хотя бы одного из этих признаков необходимо заменить антифриз в системе и обратиться в сервисный центр для обслуживания и ремонта.
В общей же сложности замена охлаждающей жидкости не представляет из себя ничего экстраординарного. Для проведения этой процедуры необходимо, чтобы машина находилась на ровной прямой поверхности. Для удобства можно загнать ее на смотровую яму или эстакаду.
Вся операция должна проходить при остывшем двигателе. Пары антифриза могут быть ядовиты, а его температура при разогретом моторе вполне может вызвать ожоги при попадании жидкости на открытые участки кожи. Поэтому соблюдайте технику безопасности и работайте в защитной одежде!
Для того, чтобы провести замену ОЖ, вам понадобятся следующие инструменты:
- от 7 до 11 литров антифриза, в зависимости от объема и типа двигателя;
- не менее 20 литров дистиллированной воды;
- жидкость для промывки системы охлаждения;
- тара для сбора жидкости объемом не менее 10 литров;
- набор гаечных ключей;
- отвертка;
- сменные уплотнительные кольца, при необходимости.
Всю работу можно разделить на несколько этапов.
Слив старого антифриза и промывка системы
- Демонтируйте грязезащитный щиток двигателя.
- Сбросьте давление в системе охлаждения, открыв крышку расширительного бачка. Будьте осторожны и избегайте горячего пара, который может вырваться из-под крышки под давлением.
- Под отводящим патрубком радиатора охлаждения находится сливная пробка. Выкрутите ее отверткой, подставив предварительно под отверстие емкость для сбора жидкости.
- Когда ОЖ полностью стечет из радиатора, найдите сливную пробку на блоке цилиндров двигателя и повторите процесс с ней.
- Далее, не закрывая сливных отверстий, залейте в систему около 5-6 литров дистиллированной воды. Вода пройдет по системе, вымывая отходы и накипь, и сольется в емкость.
- Закрутите сливные пробки на место, при необходимости заменив уплотнительные кольца.
- Через расширительный бачок залейте жидкость для промывки системы охлаждения. Следом дополните дистиллятом бачок до отметки минимального уровня.
- Заведите мотор и прогрейте машину до рабочей температуры (до включения вентилятора на радиаторе охлаждения).
- После того, как очищающая жидкость выполнила свою работу, слейте ее и несколько раз промойте систему дистиллятом, как это было описано в шаге №5.
Заливка нового хладагента в систему охлаждения
Пришло время заливать в систему охлаждения Форда Мондео новый хладагент:
- Подготовьте смесь антифриза с дистиллированной водой. Пропорции смеси написаны на этикетке ОЖ, однако могут зависеть от эксплуатационных условий. Обычно это отношение выглядит как 3/2, где на каждые 3 части антифриза приходится 2 части дистиллированной воды. Какой бы ни была смесь, главное помнить, что чем больший в ней процент антифриза, тем более устойчивой к экстремальным условиям она будет.
- Закройте сливные отверстия радиатора и блока цилиндров.
- Заливайте полученную смесь в систему через расширительный бачок до уровня МИНИМУМ.
- Включите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры.
- Долейте ОЖ до максимального разрешенного уровня в бачке.
- Закройте бачок и смонтируйте защитный щиток назад.
Весь процесс замены охлаждающей жидкости на Мондео 4 занимает около 1,5 — 2 часов. В Форде Мондео 3 замена охлаждающей жидкости совершается аналогичным образом, за исключением мелких конструкционных особенностей, как расположение сливных отверстий и объемы жидкости.