Содержание
Двигатель автомобиля является его сердцем и мускулами. При его работе выделяется очень много тепловой энергии, которую надо куда-то девать. При неисправности системы охлаждения возникает перегрев двигателя и других деталей, что может привести к пожару или взрыву. Это является большой угрозой не только для машины, но и для водителя и пассажиров.
Как устроена система охлаждения?
Для понимания вопроса разберемся в устройстве системы охлаждения двигателя авто.
В процессе работы цилиндр двигателя внутреннего сгорания может разогреться до нескольких сотен, а то и пары тысяч градусов по Цельсию. При этой температуре свободно плавятся многие металлы. Чтобы избегать поломок и аварий мотору требуется система охлаждения.
Первые двигатели охлаждались воздухом и водой. Однако с увеличением мощностей и усложнением конструкции этих мер стало недостаточно. Тогда на помощь пришла химия: были изобретены антифризы — вещества, имеющие экстремальные пороги фазового перехода. Они являются основным элементом современных систем охлаждения.
Для того, чтобы охладить цилиндры двигателя в блоке цилиндров находятся специальные полости, омываемые хладагентом, отводящим тепло. До тех пор, пока его температура не превышает критической отметки, система работает в одном режиме. Когда температура жидкости пересекает критическую отметку, срабатывает термостат, переключающий систему в другой режим работы.
В первом случае горячая жидкость минует радиатор охлаждения двигателя, делится на два потока, один из которых проходит через термостат и вновь загоняется в двигатель с помощью помпы, а второй поступает в радиатор отопления салона, где охлаждается и вновь загоняется в двигатель.
Как только температура приближается к критической отметке (обычно около 100 градусов), срабатывает термостат и первый поток жидкости меняет свое направление, проходя через радиатор охлаждения, где температура жидкости падает.
С течением времени антифриз начинает терять свои свойства. Его теплопередача уменьшается, он начинает пениться, а концентрация ингибиторов в нем снижается. Также все детали системы начинают активно корродировать. Поэтому охлаждающую жидкость необходимо менять с периодичностью в 2-5 лет, либо каждые 75 — 250 тыс. км пробега. Срок смены у каждой модели строго регламентирован и прописан в технической документации.
На то, что хладагент пора менять, может указать наличие осадка и/или налета в расширительном бачке, а также помутнение жидкости. Если антифриз приобретает ржаво-бурый оттенок, то замену нужно произвести немедленно: это признак активного разрушения системы коррозией.
Процесс замены ОЖ
На Шевроле Эпика замена охлаждающей жидкости происходит в три этапа, и предшествует ей небольшая подготовка.
Для начала стоит знать, что менять жидкость рекомендуется при остывшем двигателе, так как горячий антифриз или его пары могут вызвать ожоги и интоксикацию. Поэтому в обязательном порядке работайте в защитной одежде!
Инструменты, которые вам понадобятся для работы:
- набор гаечных ключей;
- плоскогубцы;
- тара для сбора жидкости (не менее 10 л);
- дистиллированная вода (не менее 15 л);
- средство для промывки системы охлаждения (например, LAVR);
- около 8 литров антифриза G12+ (для автомобилей до 2011 года) или G12++ (для выпущенных после 2011).
Вот как выглядит процедура замены охлаждающей жидкости на Эпике:
Этап первый: Слив старой жидкости
- Первым делом необходимо демонтировать защитный щиток.
- Аккуратно открутите крышку расширительного бачка, чтобы сбросить давление в системе. Горячий пар и брызги могут повредить кожу и глаза, поэтому будьте очень осторожны!
- Затем найдите сливной краник на радиаторе охлаждения. Подставьте под него тару и открутите. Подождите, пока старый антифриз полностью не вытечет.
- Требуется также слить антифриз из блока цилиндров двигателя. Найдите на нем сливную пробку и выньте ее, предварительно подставив емкость. Жидкость должна выйти самотеком. Если этого не происходит, значит отверстие засорилось — его можно очистить при помощи отвертки.
Этап второй: Промывка системы охлаждения
- Если расширительный бачок загрязнен, то снимите его и промойте вручную. После этого установите на место.
- Не закрывая сливных отверстий, залейте в расширительный бачок некоторое количество дистиллированной воды. Вода вымоет некоторое количество мусора, частично очистив систему. Повторите эту процедуру при необходимости.
- Затем закройте дренажный кран радиатора и сливную пробку блока цилиндров двигателя.
- Залейте в расширительный бачок средство для промывки и разбавьте необходимым количеством дистиллированной воды. Общий объем смеси должен быть около 8 литров. Закройте крышку бачка.
- Включите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры, то есть до тех пор, пока не включится вентилятор радиатора охлаждения. Затем можно заглушить мотор.
- Слейте жидкость и вновь промойте систему дистиллированной водой несколько раз (до тех пор, пока чистота сливаемой воды не перестанет вызывать у вас сомнения).
Этап третий: Заливка охлаждающей жидкости.
- После промывки системы закройте все отверстия для слива.
- Смесь для охлаждения готовится из антифриза и дистиллированной воды. Смешайте эти жидкости в пропорции 3/2, то есть 3 части антифриза на 2 части дистиллята. В общей сложности у вас должно получиться больше 8 литров смеси.
- Заливайте смесь в систему через горлышко расширительного бачка. Когда в системе окажется около 8 литров закройте бачок и запустите двигатель авто. Прогрейте его до рабочей температуры. Затем проверьте уровень жидкости в бачке и, при необходимости, долейте нужное количество (до максимальной отметки).
На этом процесс замены охлаждающей жидкости в Chevrolet Epica завершен.
Поломки и утечка хладагента
Порой может потребоваться внеплановая замена охлаждающей жидкости на Шевроле Эпика. Помимо утери ею своих свойств, причиной замены может стать и ее банальная нехватка, вызванная протечками. Наиболее частыми причинами протечки являются:
- повреждение расширительного бачка;
- повреждение или ослабление крепежей трубок радиатора охлаждения;
- неисправности отопительного радиатора.
В первом случае проблему можно выявить визуально в результате осмотра бачка. В случае наличия повреждений может потребоваться его замена.
Утечку на уровне трубок радиатора можно диагностировать по следам хладагента под автомобилем и увлажнением мест скрепления. Основной причиной таких утечек является износ прокладок.
Запотевание стекол в салоне и образование конденсата, а также образование конденсата и луж под передним пассажирским сидением — верный признак повреждения радиатора отопления.
Более весомыми подсказками могут являться пар из-под капота автомобиля (признак сильного перегрева), и из глушителя (со сладковатым запахом — признак утечки антифриза в маслопровод). Утечки хладагента в маслопровод и двигатель можно также диагностировать по образованию белого налета в масле и на свечах зажигания соответственно.
Отличия смены охлаждающей жидкости на других моделях Шевроле
Процедура замены антифриза универсальна для всех моделей марки Chevrolet с небольшими различиями. Например, в Шевроле Спарк замена охлаждающей жидкости отличается от оной в Шевроле Эпика только объемом заливаемой жидкости и ее маркировкой. Такого рода детали вы можете уточнить, сверившись с технической документацией. Общий процесс же выглядит описанным выше образом.