Сааб 9-5 — весьма надежная и удобная машина, с мощным двигателем и красивым, стильным внешним видом. Владельцы этого автомобиля ценят в нем отличное сочетание удобства, надежности и безопасности. Но для того, чтобы автомобиль не подвел своего хозяина, за ним следует правильно ухаживать. И одной из процедур обязательного технического обслуживания является замена антифриза.

Разновидности антифриза для Сааба 9-5

Модель Сааб 9-5 выпускалась в Швеции с 1997 по 2012 год (по некоторым данным — до 2014 года), до тех пор, пока компания Сааб не была признана банкротом. Всего было выпущено два поколения этой модели, причем в них использовались различные типы моторов — различалась маркировка и рабочий объем. Поэтому несколько различаются и типы антифриза, выбираемые для использования в Сааб 9-5:

  • Для первого поколения (в том числе рестайлинга) используется марка G12+: например, составы Chevron, Havoline, MOTUL Ultra.
  • Для второго поколения (выпускалось с 2011 года) используются более качественные антифризы типа G12++: например, Freecor QR, FEBI, VAG.

Стоит учесть и цвет охлаждающей жидкости, заливаемой в радиатор Сааб 9-5. Для автомобилей, выпущенных после 2000 года, используются составы красного цвета. А если машина была сделана в 1999 году или ранее, то для Сааб 9-5 используется антифриз зеленого цвета. Но перед заливкой рекомендуется уточнить, не заменялся ли охлаждающий контур на более новый — в подобной ситуации стоит использовать красный антифриз.

Пошаговая инструкция замены антифриза

Процесс замены антифриза в Саабе 9-5 можно условно разделить на три основных этапа: слив отработанной жидкости, чистка охлаждающей системы и заливка нового антифриза. При этом стоит помнить — небрежное отношение к процессу замены (на любом из этапов) может привести к весьма неприятным последствиям.

Но начать следует с техники безопасности. Во-первых, автомобиль необходимо зафиксировать на месте, а сливать жидкость после того, как водитель заглушит двигатель и даст ему остыть. Во-вторых, необходимо помнить — антифриз является токсичной жидкостью, и ее попадание в организм способно нанести немалый вред здоровью. И в третьих — в процессе слива необходимо проверять контур на предмет протечек или повреждений, чтобы потом в дороге не было ЧП из-за неработающей системы охлаждения.

Слив отработанной охлаждающей жидкости

Первым этапом замены всегда становится слив отработанного средства. В этом плане замена антифриза в Saab 9-5 ничем не отличается от аналогичной процедуры в других моделях автомобилей. Но имеется ряд моментов, которые касаются именно модели Сааб 9-5. Правда, стоит отметить — схожим образом меняется антифриз в Саабе 9-3. Отличается лишь тип используемой жидкости. Сам процесс слива отработанного средства выглядит следующим образом:

  • Подготавливается емкость, способная вместить не менее 10 литров отработанного антифриза. Подойдет обычный металлический таз (медный или алюминиевый). Стоит помнить — объем антифриза в Саабе 9-5 различается в зависимости от конкретной модели авто.
  • Затем сливается жидкость из радиатора. Предварительно стоит открыть сливной бачок, нормализовать давление и потом снова его закрыть. Повторно сливной бачок открывается уже после того, как жидкость начнет вытекать из системы. Сливать можно двумя способами: через патрубок охлаждающего контура или через специальное сливное отверстие:
    • При сливе через патрубок охлаждающего контура необходимо сначала проверить, не закреплен ли он хомутом (в новых машинах он именно так и крепился). Хомут снимается с помощью пассатижей. Патрубок аккуратно отсоединяется от радиатора и направляется в заранее приготовленную емкость.
    • При сливе через радиатор надо только вытащить пробку и позволить отработанному антифризу вытечь из системы. Стоит помнить — в ряде случаев оригинальный радиатор меняют на подходящий аналог от других моделей (наиболее поздние автомобили Saab 9-5 были выпущены в 2012 году, и уже успели поизноситься). И поэтому пробка для слива может располагаться не там, где она находилась изначально.
  • Следующий этап — слив охлаждающей жидкости из контура, проходящего через блок цилиндров мотора. В ряде случаев эту процедуру проводить не обязательно. Но рекомендуется найти пробку, сливающую антифриз из «малого контура» и полностью опустошить систему. Стоит помнить — если в системе останется отработанное средство, то двигатель будет изнашиваться с повышенной скоростью. И ремонт ему потребуется раньше срока. Здесь работает тот же принцип, что и с заменой машинного масла.

Слитый антифриз не годится для повторного применения. Рекомендуется подождать, пока из системы не выльется вся отработанная жидкость. Если жидкости меньше, чем ожидалось, необходимо провести дополнительную чистку охлаждающего контура, на случай возникновения пробок.

Промывка системы охлаждения

Следующий этап — чистка охлаждающего контура. Имеется три варианта чистки системы. Выбирать следует исходя из загрязненности. Методы разделяются следующим образом:

  • Чистка с использованием дистиллированной воды. Наименее эффективный вариант. Применяется при слабом загрязнении и для промывки после средств иных типов. Владельцу автомобиля стоит учесть — дистиллированная вода используется при промывке охлаждающего контура и для разбавления концентрата антифриза. По указанной причине рекомендуется заранее запастись этим средством. В ряде случаев водители применяют кипяченую воду, но ее использование допустимо в крайнем случае, при отсутствии иных вариантов.
  • Промывка с использованием домашних чистящих средств. В описываемом случае применяется раствор уксуса, молочная или лимонная кислота и т. п. Опытные автомобилисты рекомендуют применять лимонную кислоту в качестве универсального, недорогого и надежного средства. Рекомендуется разводить 160-200 граммов средства на 10 литров воды. Указанного объема достаточно для однократной промывки системы. При необходимости промывка проводится 2-3 раза.
  • Последний вариант — чистка с помощью специальных составов. Это составы разделяются на четыре основных группы, и различаются по принципам воздействия и способу использования:
    • Кислотные средства. Позволяют вычистить из системы накипь и коррозию. Использовать необходимо по принципу, описанному на упаковке состава. Стоит помнить — кислотные средства способны навредить здоровью, рекомендуется не допускать их попадание на кожу, в глаза, в дыхательные пути и т. п.
    • Щелочные средства. Применяются для удаления остаточных продуктов разложения охлаждающей жидкости. Используются в комбинации с кислотными средствами. Но рекомендуется учитывать — смешивать кислотные и щелочные составы нельзя! Они вступают в реакцию и взаимно нейтрализуются, не оказывая на загрязнение никакого влияния. Поэтому обработка проводится следующим образом: сначала заливается щелочной состав, им промывается система, затем щелочь смывается и аналогичная процедура проводится с кислотным средством.
    • Двухкомпонентные составы. Продаются комплектом из двух средств (щелочного и кислотного), разработанных для эффективной очистки системы при комбинированном воздействии. Применять следует отдельно (смешивать средства нельзя). В сумме стоят дороже, чем щелочное и кислотное средство, но отличаются повышенной эффективностью. Применять следует при серьезном загрязнении и возникновении пробок в системе.
    • Нейтральные средства. Заливаются напрямую в радиатор или расширительный бачок. Они предотвращают образование накипи и пробок, упрощая процедуру очистки при сливе антифриза. Заливать следует с чистой охлаждающей жидкостью, в промытую систему. Стоит учесть — часть нейтральных средств делается под отдельные типы (и даже марки) антифризов.

Отдельно стоит описать процедуру промывки охлаждающего контура Saab 9-5. Принципы промывки схожи для каждого типа средства. В общих чертах процесс выглядит следующим образом:

  • Первый шаг — в автомобиль с остывшим двигателем и смытым антифризом заливается выбранное средство. Заливается оно через расширительный бачок, при закрытой пробке радиатора и подсоединенном патрубке.
  • Второй шаг — двигатель запускается и прогревается в течение 15-20 минут.
  • Третий шаг — глушится мотор. Необходимо дождаться момента, когда он снова остынет. Из остывшей системы сливается чистящая жидкость.
  • Четвертый шаг — в зависимости от цвета жидкости решается, требуется ли дополнительная чистка, или следует заливать свежий антифриз.

В случае использования дистиллированной воды жидкость сливается сразу после остывания двигателя. Если же применяется уксус, лимонная или молочная кислота, то средство сливается через 2-3 часа после заливания. Специальные чистящие составы применяются согласно инструкции на упаковке. Стоит отметить — опытные автовладельцы рекомендуют совершать одну дополнительную промывку дистиллированной водой, для полной очистки системы от грязи и остатков отработанного антифриза.

Заливка нового антифриза

Антифриз рекомендуется заливать через расширительный бачок, в количестве, записанном в сервисную книжку владельца автомобиля. И здесь важно помнить — для модели Сааб 9-5 требуется достаточно большое количество антифриза. Но точная цифра, требуемая для нормальной работы силовой установки, указывается в сервисной книжке. Здесь все зависит от типа коробки переключения скоростей, объема двигателя и его типа (дизельный или бензиновый). Нужное количество антифриза приобретается заранее.

Сама заливка не отличается сложностью, и выглядит схожим образом (здесь не имеет значения, заливается ли антифриз раз в год, или каждые 5-7 лет). Сначала охлаждающая жидкость заливается в расширительный бачок до максимальной отметки (она показана на корпусе). Важно — никогда не следует заливать жидкость «под горлышко»! Затем завинчивается пробка бачка, и двигатель прогревается (от 15 минут до получаса). После мотору необходимо дать остыть (но не стоит охлаждать его «вручную», водой или иной жидкостью). Антифриз осядет, и его уровень уменьшиться — следует повторно долить охлаждающую жидкость до максимального уровня. На этом процедура заполнения системы заканчивается.

Что делать с воздухом, попавшим в систему охлаждения?

Первое, что стоит учесть — имеется множество причин для попадания воздуха в систему охлаждения. Например, протекает бак с антифризом в Саабе 9-5 (точнее, расширительный бачок), или прохудились резиновые прокладки, или появились повреждения (трещины, дыры) в патрубках или радиаторе. Поэтому рекомендуется не только удалить воздух из системы, но и найти причину его попадания в охлаждающий контур. И, при необходимости, заняться ремонтом, желательно — с помощью специалиста.

Имеется три способа устранения воздуха из системы охлаждения двигателя: через шланг подогрева дросселя, с помощью наклона авто и прогревом мотора. Выбирать способ следует исходя из собственных предпочтений и возможностей. Но следует учитывать — удаляется воздух из уже заполненной системы. И в процессе придется доливать антифриз, из-за чего строго рекомендуется заранее приобрести соответствующую марку антифриза для заливки в охлаждающий контур. Стоит помнить — смешивание различных марок охлаждающей жидкости приводит к множеству проблем (вплоть до незапланированного ремонта).

Первый способ — воздух устраняется через шланг подогрева дросселя. Его расположение зависит от типа двигателя, поэтому стоит воспользоваться сервисной книжкой — в ней имеется необходимая информация. Сначала нужно открыть расширительный бачок. Следом отсоединяется собственно шланг. При наличии воздушной пробки жидкость из него не польется. Теперь надо начать нагнетать воздух в расширительный бачок (например, с помощью насоса). Делается это до тех пор, пока из шланга не польется антифриз. Тогда его быстро подсоединяют к дросселю, а в расширительный бачок доливают охлаждающую жидкость.

Второй способ — автомобиль устанавливается под наклоном (на склоне на ручнике или с помощью домкрата). Горлышко радиатора (или горловина сливного бачка, в зависимости от типа системы) должно стать наивысшей точкой системы. Пробки бачка и радиатора отвинчиваются. Теперь запускается двигатель и доводится до своей стандартной рабочей температуры. В определенный момент антифриз начнет убывать. Необходимо долить в систему охлаждающую жидкость, и доливать до тех пор, пока она не перестанет убывать. В процессе будут выходить пузырьки воздуха. Их исчезновение станет знаком того, что воздушная пробка удалена.

Третий способ — наиболее сложный и заключается он в удалении воздуха через нагретый патрубок радиатора. Сначала мотор Сааб 9-5 доводится до рабочей температуры (но важно не допустить перегрева). Затем необходимо заглушить двигатель и сразу же отсоединить патрубок радиатора. Стоит учесть — все детали силовой установки и охлаждающего контура будут весьма горячими. Во избежание ожогов рекомендуется надеть подходящую амуницию (перчатки и т. п.).

Аккуратно следует отсоединить патрубок — сначала выйдет горячий воздух, затем польется антифриз. Патрубок сразу подсоединяется обратно к радиатору. Если антифриз не польется, то патрубок подсоединяется обратно, сбрасывается давление в системе (открывается и закрывается пробка расширительного бачка), и повторяется процедура с патрубком. Затем охлаждающая жидкость доливается до нужного уровня.