Замена масляного фильтра на мотоцикле Урал

Сегодня на дорогах не часто можно увидеть мотоцикл Урал на дорогах! Однако если кому-то доводилось когда-либо видеть данный мотоцикл, то он бесспорно скажет: этот мотоцикл словно степной волк. Так же красив, и силен, и коварен. Данный мотоцикл настоящая легенда Ирбитского завода по производству мототехники! Он выпускался с 1961 года — по 2013 год, в котором был выпущен последний мотоцикл. Последней моделью мотоцикла Урал стала модификация Урал Волк.

За 50 лет данный мотоцикл стал поистине настоящей легендой. Он сумел полюбиться всем поклонникам мототехники за такие вещи как:

  • продуманная конструкция;
  • надежность двигателя;
  • ходовые показатели.

Не зря мотоцикл Урал называют не убиваемым! Настоящий двухколесный друг любого байкера! Обладателей данных моделей поистине можно назвать счастливчиками.

Инженерам, и конструкторам Ирбитского завода удалось сделать невозможное. Основными задачами при создании совершенно нового мотоцикла были следующие аспекты:

  • увеличение запаса хода;
  • создание технической базы для выпуска в последствии целой серии таких машин;
  • устранение проблем, связанных с техническим обслуживанием моторной составляющей данной машины.

Как показала практика, инженерам это удалось! Владельцы данных моделей мотоциклов без труда могут проводить техническое обслуживание двигателя самостоятельно. При чем, во время выполнения такого рода работ, владелец такой мототехники не будет испытывать каких-либо затруднений в подборе, или замене расходников и комплектующих.

Резонно у будущих владельцев возникает ряд технических вопросов:

  • Каким образом проводить поиск расходных материалов, комплектующих на данную мототехнику, если сам мотоцикл уже не производится?
  • Какие комплектующие подойдут?
  • Можно ли использовать комплектующие от других моделей мотоциклов при необходимости?

Как следствие мы имеем очень хорошо продуманную конструкцию корпуса, благодаря которой любой владелец данного мотоцикла без труда сможет подобрать необходимые комплектующие сторонних производителей. Благо инженеры с завода производителя заранее позаботились о технической совместимости комплектующих сторонних производителей.

Инженерами Ирбитского завода был спроектирован двигатель таким образом, чтобы при необходимости владелец смог установить в него любые необходимые комплектующие мото двигателя любого другого производителя. Это позволяет использовать в моторе данной модели не только отреставрированные запчасти, но и современные аналоги. Поэтому вопрос замены масляного фильтра на данном мотоцикле у владельца не должен вызывать каких-либо переживаний. При желании он может установить в двигатель данной машины маслофильтр от любого современного производителя, которому он отдал предпочтение при покупке.

Периодичность замены масляного фильтра

Перед покупкой нового маслофильтра, владельцу мототехники следует уточнить какая именно модель байка находится у него. Иногда у владельцев данных машин отсутствует техническая документация на свое транспортное средство, в которой указан номер модели байка, и номер его модификации. Такая проблема встречается чаще всего у владельцев мототехники, выпущенной до 2000 года. Как правило, такие экземпляры приобретаются на аукционных площадках. Сами же байки на них продаются в качестве:

  • набора запчастей;
  • комплектов для восстановления;
  • основы для выполнения восстановления определенной модели байка;
  • непосредственно модели, которую необходимо восстановить после полученных каких-либо повреждений;
  • поврежденных байков нуждающихся в проведении восстановительных работах;
  • консервированных экземпляров, которые не успели пройти контрольную проверку перед отправкой в автомобильный магазин, вследствие чего не имеют соответствующей технической документации.

У мотоциклов приобретенных на таких площадках, как правило, отсутствует техническая документация. В таких случаях у владельцев мототехники возникают затруднения с определением номера конкретной модели, идентификационного номера модификации. Само собой есть несколько вариантов решения такого рода проблемы.

Определить идентификационные номера машины для приобретения к ней расходников можно следующими способами:

  1. Снять накладную пластину на шасси, под которой указаны соответствующие номера.
  2. При выполнении полной чистки, разборки двигателя. На корпусе двигателя на кромке под посадочное место масляного поддона выгравирован номер модели двигателя, и номер его модификации в производственной серии.
  3. На посадочном месте коробки передач.
  4. Узнать номер коробки передач, по которому можно определить то, на какую именно модель двигателя она устанавливается.

Такими способами владелец мотоцикла сможет получить необходимую ему информацию.

Если у водителя имеется вся необходимая техническая информация, то он может направляться в магазин расходных материалов для приобретения того или иного нужного ему компонента, комплектующего.

Первым делом стоит отдавать предпочтение оригинальным запчастям. С их установкой не возникает каких-либо проблем.

Однако в случае, когда оригинальные комплектующие отсутствуют, или у владельца нет возможности их приобрести по каким бы то не было причинам, он может приобрети аналог. В данном конкретном случае рассмотрим вариант, при котором владельцу байка нужно приобрести для него масляный фильтр.

Владельцам данных машин, которые проживают в странах Европы повезло гораздо больше, чем владельцам байков из стран СНГ. Так как в Европе есть несколько компаний, которые занимаются обслуживанием, и производством комплектующих для данных мотоциклов.

Список Европейских компаний по обслуживанию отечественных байков:

  1. Hollingsworth&Vose;
  2. Ahlstrom;
  3. Champion s MANN Chopper;
  4. Laboratories of sport.

В странах СНГ чаще всего в продаже можно встретить следующие экземпляры маслофильтров сторонних производителей:

  1. Фильтр СF Moto 450 (X5, X8, Z8 BRP).
  2. Маслофильтр Can An Hiflo HF152. Последний номер в названии указывает на модель самого фильтра. Если не обратить на это внимание, то можно приобрести фильтр, у которого будет крепление отличающееся от необходимого.
  3. Маслофильтр AUDI 100 WL7230/OP526/4.
  4. Масляный фильтр AUDI 100 WL950 2015.
  5. Фильтр HIFLO FILTRO HF 895.
  6. Масляный фильтр модели МТЗ-82.
  7. Фильтр HIFLO FILTRO HF 562.
  8. Маслофильтр WL7230 от компании WIX-Filtron. Он является более новой модификацией фильтра от компании Ауди.
  9. Фильтр VW T4 от компании KOLBENSCHMIDT.

Некоторые механики прибегают к такой хитрости, как установка масляного фильтра от мотоцикла Днепр. Для которого в посадочное место оригинальной детали вкручивают переходную втулку. Внутрь которой уже монтируют фильтр от указанной модели байка.

В некоторых случаях механики производят замену фильтрующего элемента в корпусе оригинального масляного фильтра. Однако для такого рода манипуляции нужен фильтрующий элемент, в достаточной степени похожий по своей конструкции на оригинальный. В противном случае в масляной системе двигателя будут сбои.

Какой бы способ владелец байка не выбрал, он все же должен руководствоваться рядом следующих правил при покупке нового масляного фильтра:

  1. Новый расходник должен быть классом не ниже предшественника.
  2. Внутренний объем нового, и старого маслофильтров должен быть одинаков.
  3. Допускаются изменения во внутреннем объеме масляных фильтров в том случае, если новый фильтр выше классом. Однако объем не должен отличаться больше чем на 1/5 от оригинала.

Будущий владелец должен регулярно выполнять проверку состояния смазочного материала. Лучше всего выполнять ее каждые 2500 километров пробега. Саму замену маслофильтра выполнять с интервалом в каждые 8000 — 15000 километров пробега.

Не рекомендуется выполнять замену маслофильтра исключительно при замене смазочного материала в моторе байка. Периодичность замены данных расходных материалов разная.

Периодичность замены расходных материалов на мотоцикле Урал:

  1. Масляный фильтр подлежит замене с интервалами в 8 000-15 000 километров пробега.
  2. Замена смазочного материала в моторе осуществляется каждые 15500 — 19000 километров пробега. Но в некоторых случаях при использовании высококачественного масла, замена такового выполняется с интервалом в 25 000 километров пробега.

Поэтому к процессу замены масляного фильтра на мотоцикле Урал следует подходить как можно ответственнее. В противном случае владелец рискует вывести из строя двигатель данного байка. Стоимость замены которого составит около 195 000 — 280 000 рублей. Так как в большинстве случаев, он продается только в комплекте с шасси, или какими-то другими комплектующими. Как можно заметить, цена ошибки будет довольно дорого стоить. Поэтому владельцу стоит проявить излишнюю осторожность, иначе придется потратить достаточно крупную сумму денег.

Признаки забитого масляного фильтра

Довольно часто, при езде на байке водители не замечают определенных признаков, указывающих на забитый масляный фильтр! Об этой проблеме узнают только во время ремонтных работ, проводимых в сервисном центре! Куда байк привозят по причине долгого старта двигателя, или если он вообще не заводится.

Определить то, что в двигателе мотоцикла забитый масляный фильтр, и что его нужно заменить, можно при наличии следующих признаков:

  • происходит резкий сброс скорости при наборе высоких оборотов в двигателе;
  • долгий старт мотора после ночного простоя на парковке;
  • рывки при переходе с пониженной передачи;
  • температурный датчик показывает перегрев мотора;
  • при сбросе скорости слышен треск;
  • двигатель быстро перегревается;
  • после нескольких часов езды в моторе слышен гул;
  • долгое переключение передач.

Забитый масляный фильтр может способствовать появлению следующих проблем в мотоцикле:

  1. Перегрев двигателя;
  2. Выгорание поршней;
  3. Выход из строя коробки передач;
  4. Трещины в уплотнительных кольцах цилиндров. Тут стоит уточнить! Если двигатель на байке форсированный, проведена гильзовка поршней, то в в таком случае придется заменить весь двигатель. В большинстве случаев, в таких моторах после перегрева происходит перелом вала, заклепывание поршней, разлом гильз. Сами обломки внутренних компонентов повреждают стенки мотора. Как следствие он не подлежит восстановлению.
  5. Износ вала;
  6. Растрескивание втулок;
  7. Выход из строя масляного насоса.

В большинстве случаев, не каждый владелец мотоцикла данной модели является механиком. Отсюда и незнание определенных технических хитростей, к которым можно прибегнуть при проведении работ по замене масляного фильтра.

Не каждый водитель знает, что фильтрующий элемент не подлежит промывке. Маслофильтр меняется целиком в сборе на новый, или же проводится замена его фильтрующего элемента.

Таким образом, в случае когда владелец байка не может найти необходимый фильтр в сборе, он может купить отдельно фильтрующий элемент. Как правило, в продаже есть большое количество универсальных фильтрующих элементов, которые подойдут к фильтру данной модели байка. Поэтому, при необходимой замене масляного фильтра на мотоцикле Урал, владельцу можно купить только фильтрующий вкладыш. Его стоимость составит около 2550 рублей.

Уход за масляной системой мотоцикла Урал

Владельцам мотоциклов марки Урал, при ежедневной эксплуатации своих байков, следует соблюдать ряд мер, призванных обеспечить непрерывное функционирование их двигателей. А так же принимать во внимание технические особенности данных мотоциклов.

Основными особенностями при эксплуатации данных байков является ряд следующих пунктов:

  1. Разная продолжительность прогрева двигателя в различные времена года:
    1. холодное время года — 3-5 минут;
    2. теплое время года — 1-1,5 минуты.
  2. При использовании материала с высокой вязкостью его придется проверять каждые 2500 километров пробега.
  3. Проводить замену смазочной жидкости с высокой вязкостью каждые 5500 — 8500 километров пробега.
  4. Не стоит выполнять замену смазочного материала в зимнее время, так как это может негативно сказаться на состоянии мотора.
  5. Если замена масла в холодное время года неизбежна, то перед его заливкой нужно как следует его разогреть. Заливаемый материал в масляную систему должен иметь рабочую температуру, или минимальную в 28 градусов при заливке в холодное время года.
  6. Нежелательно проводить техническое переоборудование двигателя для увеличения его мощности потому, что перегрузки плохо сказываются на состоянии мотора. Внутри его корпуса могут появиться прогары, трещины, вызванные перегревом.
  7. Запрещено использовать масляные присадки. Они воздействуют на смазочную систему двигателя данных байков как пескоструйка. Это может привести к серьезным авариям не только в самом двигателе байка, но и на дороге во время движения.
  8. Запрещено заводить двигатель при заливании очистительного раствора в масляную систему мотора. Это может привести к детонации внутри мотора.
  9. После проведения очистки смазочной системы мотора, нужно подождать около 1,5 — 2,5 часов на окончательную просушку двигателя. В противном случае, при заливании моторного масла сразу после очистки с помощью чистящего раствора может произойти внутреннее возгорание.
  10. Запрещено использовать чистящие растворы, в составе которых имеется растворитель. При использовании таких очистителей в моторе образуется плотный налет, который можно снять только при полной разборке, и проведении тщательной очистки каждой детали.
  11. Запрещается использовать маслофильтры от дизельных автомобилей. Использование такого рода масляных фильтров может привести к высокому износу поршней. Так как данные фильтры неспособны провести тщательную очистку смазочного материала.
  12. Запрещается использовать фильтрующие элементы меньшего объема, чем внутренний объем корпуса маслофильтра.

Опытные владельцы данных байков советуют проводить техническое обслуживание масляной системы в нем как можно чаще. От качества ее стабильной работы зависит то, насколько долго и корректно будет работать байк в целом!

Где находится масляный фильтр?

Чтобы корректно произвести замену масляного фильтра в мотоцикле Урал нужно четко знать где он расположен, его роль в масляной системе. Также нужно учитывать какие технические узлы двигателя расположены рядом. Это необходимо для того, чтобы во время замены фильтра не повредить соседствующие детали двигателя.

Масляной фильтр располагается рядом с блоками цилиндров. Он крепится на специальном штуцере, на котором нанесена тонкая резьба.

Стоит учесть, что в мотоциклах Урал существуют две схемы масляной системы. В зависимости от того, как выглядит масляная система, расположение маслофильтра может меняться, как и способ его крепления.

Схемы масляных систем выглядят следующим образом: 

  1. Стандартная схема масляной системы. В данной схеме масло заливается в картер двигателя. На дне картера расположен односекционный масляный насос. В зависимости от года выпуска он будет односекционный, или двухсекционный. Он направляет смазочную жидкость в масляный фильтр. Проходя через маслофильтр, смазочная жидкость очищается, после чего попадает в масляную магистраль двигателя. При применении данной схемы масляной системы, маслофильтр будет располагаться стандартным образом возле блока цилиндров.
  2. Модифицированная схема масляной системы. Данная схема делится еще на 2. В соответствии с тем, какая схема применена будет, частично меняться будет как расположение фильтра, так и способ его крепления.

Стоит отметить важную вещь: в стандартных схемах масляных систем, фильтр будет крепиться следующими двумя способами в зависимости от года выпуска самого мотоцикла:

  1. Фильтр крепится непосредственно к специальному штуцеру возле блока цилиндров, а сам фильтр будет закрываться металлическим кожухом.
  2. Фильтр вкручивается в специальный цилиндрический стакан, расположенный в передней части блока цилиндров. При таком креплении он защищается от различных повреждений самим корпусом цилиндра.
Масляный фильтр, прикрученный к специальному штуцеру
Масляный фильтр, вкручивающийся в стакан (масляный фильтр синего цвета в передней части блока цилиндров)

Теперь рассмотрим следующие две модифицированные схемы масляной системы мотоцикла Урал:

  1. Модификация I: при данной схеме в мотоцикле заменяется стандартная крышка картера на модифицированную. У данной детали отсутствует масляный насос на дне. Вместо него установлен 2 маслофильтр грубой очистки. От фильтра идет шланг, который направлен к внешнему насосу. Тот в свою очередь через специальный металлический патрубок направляет смазочную жидкость в фильтр. При данном варианте фильтр крепится с правой стороны блока цилиндров мотоцикла. Фильтр прикручивается к специальному штуцеру. Жесткое положение фильтра обеспечивается широким металлическим хомутом, который прикручивается к корпусу двигателя. От штуцера, к которому прикручен маслофильтр, отходит шланг. На конце его установлен 2 насос, который через переходной патрубок направляет масло в мотор. Данная схема применяется для моделей байков, участвующих в гонках.
  2. Модификация II: для ее реализации применяется модифицированный масляный поддон. В некоторых моделях используется переделанный масляный поддон от мотоцикла Днепр. На его дне расположен масляный насос. Он через шланг направляет смазочный материал к маслофильтру, который прикручен непосредственно с его внешней стороне. Долее проходя через фильтр масло попадает в патрубок, проходя по которому оно направляется в двигатель.
модифицированный масляный поддон
модифицированный масляный поддон
модифицированный крышка картера

Подготовка к замене и необходимые инструменты

Так как в большинстве случаев мотоцикл Урал приобретается с аукционных площадок, то будущий владелец не получает набор инструментов, идущий в комплекте с байком при его продаже в автомобильном магазине. Поэтому, перед проведением смены масляного фильтра следует позаботиться о наличии инструмента, нужного для выполнения технических работ. Во время самого процесса замены фильтра нужно соблюдать технику безопасности, прописанную в регламенте по обновлению расходных материалов.

Список инструментов для замены масляного фильтра в Урале:

  1. Набор накидных ключей;
  2. Ключ трещотка с набором сменных головок;
  3. Ветошь;
  4. Новый масляный фильтр, или отдельный новый фильтрующий элемент;
  5. Специальный ключ для снятия масляного фильтра;
  6. Новая резиновая прокладка для посадочного места под маслофильтр;
  7. Набор отверток.

Техника безопасности включает в себя следующие пункты:

  1. Все технические работы должны проводиться исключительно в удаленном месте от открытого огня.
  2. Владелец мототехники должен надеть на руки защитные перчатки. Они должны быть прорезинены с внутренней стороны, а с внешней быть тканевыми для лучшего сцепления с поверхностью деталей двигателя.
  3. Перед снятием маслофильтра нужно выключить двигатель байка, чтобы не произошло разлитие горячего масла при демонтаже маслофильтра.
  4. Все работы должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, потому что испарительные пары масла достаточно токсичны. При долгом вдыхании которых, проводящий ремонтные работы может потерять сознание.
  5. При заливке смазочного материала в масляную систему мотоцикла его двигатель должен быть выключен. Это необходимо для того, чтобы избежать возгорания.

При соблюдении всех выше перечисленных аспектов, прописанных в техническом регламенте, у владельца не должно возникнуть никаких проблем в ходе проведения замены масляного фильтра.

Пошаговая инструкция по замене

И так, если владелец подготовил необходимый инструментарий, и принял во внимание все особенности проведения технических работ на данном мотоцикле, то можно приступить к замене масляного фильтра.

Пошаговая инструкция по замене масляного фильтра:

  1. Для начала нужно выполнить прогрев двигателя. Лучше всего прогревать мотор около 10-15 минут.
  2. Вторым шагом нужно снять накладку с пробки сливного клапана масляной системы. Если байк в стандартной комплектации, на нем не проведено работ по его модификации, то он находится на нижней стороне крышки картера.
  3. Необходимо открутить болт, который служит пробкой сливного клапана.
  4. Затем слить смазочный материал из масляной системы.
  5. Далее необходимо открутить масляный фильтр. В зависимости от модификации масляной системы, его положение может быть слегка изменено. В стандартной комплектации он находится сбоку на блоке цилиндров.
  6. После его снятия нужно либо заменить в нем фильтрующий элемент, либо провести его полную замену.
  7. Затем нужно открутить заливной клапан и влить в него чистящее средство.
  8. Затем выждать около 1,5 — 2,5 часов.
  9. После этого нужно закрутить сливной клапан.
  10. Затем выполнить заливку нового смазочного материала. Тут нужно учесть, что оптимальными вариантами будут масла KIXX 10W-30, 10W-40.
  11. После заливки нового масла, необходимо выполнить старт двигателя. В это время нужно проверить показатель датчика масла. Если он в норме, то работа проведена верно.
  12. Но перед дальнейшей эксплуатации байка, необходимо завести его и дать проработать мотору на холостых оборотах около 5-10 минут. Это позволит равномерно распределиться маслу внутри масляной системы.

Нужно также учесть ряд следующих рекомендаций:

  • Запрещается разбирать перепускной клапан без крайней необходимости, иначе можно сбить его настройку. Тут стоит учесть, что перепускной клапан с завода настроен на давление 0,07—0,09 МПа (0,7—0,9 кгс/см2).
  • Закручивать пробку сливного клапана нужно осторожно, чтобы не сорвать на ней резьбу, так как она выполнена из алюминия.
  • При эксплуатации мотоцикла первой серии 1961 года выпуска, уровень масла в смазочной системе должен строго держаться на верхней отметке масляного щупа.
  • Допускается отклонение в 2 дюйма на масло-измерительном щупе.

В завершение хотелось бы отметить, что Российским мотостроительным инженерам удалось создать поистине легендарный мотоцикл. Он известен по всему миру, а коллекционеры порой готовы отдать за определенный экземпляр сумму, превышающую 75000 евро. Рекордной выплатой по покупке байка бренда Урал составляла сумма в 183000 долларов. Ее выплатил коллекционер из Нью-Йорка в 2012 году на аукционе, на котором выставлялась модель байка Урал, выпущенная в 1963 году.

Однако несмотря на все положительные стороны данной модели, у нее есть ряд особенностей, которые нужно учитывать при его покупке!

Будущему владельцу стоит учитывать, что для изменения положения масляного фильтра в системе смазки двигателя нужно получить специальное разрешение. В данном документе должно указываться, что все технические переоборудования двигателя соответствуют всем нормам, требованиям заявленным производителем. К тому же качество технических работ должно быть на очень высоком уровне. В противном случае на передвижение данного байка по дорогам будет наложен запрет. Это является следствием изменения стандартной технической схемы работы двигателя.

Поэтому для избежания подобных проблем, во время покупки мотоцикла стоит брать во внимание следующее:

  • модифицирован ли каким-либо образом байк;
  • внесены ли все изменения в технический паспорт;
  • качество модифицированных компонентов;
  • качество проведенных работ по изменению технической компоновки двигателя.