Каждый затраченный литр дизельного топлива потребляет около 40-50 куб. метров воздуха. В год двигатель получает охлаждение в размере 50-60 тыс кубических метров. Простой бумажный фильтрующий элемент, выполненный на синтетическом материале, не справится с такими нагрузками потока. А учитывая дату проектирования ЗИЛа – начало семидесятых годов, строение системы охлаждения выполнено совершенно другим способом, в сравнении с современными автомобилями.

Какие тонкости связаны с обслуживанием автомобиля (например, масляный бункер в цилиндре, периодичность очистки), как поддерживать работу компрессора и держать высокий двигателя ЗИЛа рассмотрим подробнее ниже.

Когда менять?

Воздух насыщает кислородом топливную смесь в камере сгорания автомобиля. Без воздуха – невозможно воспламенение смеси и движения поршней в результате полученной энергии. В этом отличие автомобиля ЗИЛ от других моделей – двигатель на нем бензиновый, дизельный двигатель не воспламеняет топливную смесь потоком воздуха.

Большие усилия в работе двигателя требуют больший поток воздуха. Забор потока для двигателя происходит не в передней радиаторной решетке, а в воздушных щелях автомобиля, расположенных по бокам капота. Каналы для очистки воздушного потока проходят под лобовым стеклом и направляются к воздушному элементу очистки. Задача устройства – провести очистку воздуха для охлаждения двигателя.

Автомобиль снабжен не бумажным (картонным, синтетическим) фильтром. Очистка выполняется инерционно-масляным способом. Поменять своими руками воздушный фильтр двигателя на ЗИЛ 5301 или 130, 131 – возможно, при условии выполнения разбора всего фильтрующего механизма очистки.

Особенности расположения и очистки масляного элемента:

  • система масляной очистки состоит из фильтрующего элемента, цилиндра, по диаметру выполненного из металлических или капроновых нитей;
  • внизу цилиндра, расположена масляная ванна;
  • при нагнетании потока воздуха через желоб цилиндра, воздух попадает в нагретую масляную ванну;
  • далее при вращении цилиндра, воздух захватывает масло и попадает на стенки цилиндра вместе с частицами пыли, листьев и т.д. Фильтрованный воздух поступает в двигатель для охлаждения. Пыль, песок и другие отфильтрованные элементы остаются на стенке цилиндра.

Минусы: двигатель автомобиля получает воздух при таком способе с высоким содержанием пыли. Процент попадания частиц составляет около 5-10%. Это очень много, в отличие от сухих съемных элементов, где уровень фильтрации выше 99,5%.

Признаки необходимости замены: для инерционно-масляного элемента нужно делать периодическую очистку. Это трудоемкий и затратный процесс должен выполняться каждые 20-30 тыс км (т.е. очистка ВФ автомобиля еще чаще по пробегу в сравнении со съемными фильтрами, установленными на современном двигателе). Масляный элемент, используемый для очистки двигателя, практически нигде не устанавливается.

Самостоятельная замена воздушного фильтра на ЗИЛ 130 и 131

Сходства фильтрации воздуха на ЗИЛ 130 и ЗИЛ 131 практически идентичны, за исключением того, что автомобиль ЗИЛ 131 является армейским тягачом и бортовым грузовиком.

Расположение воздушного фильтра может незначительно отличаться от гражданской версии грузовика.

Особенности расположения фильтрующего элемента воздуха в гражданской и военной версиях под капотом не отличаются. В военной версии забор потока воздуха может быть дополнительно защищен от попадания воды. В остальном – это практически два идентичных двигателя, с серийными заводскими агрегатами и узлами. Т.е. процесс замены масляного фильтра в автомобиле ЗИЛ 130 и 131 одинаковы.

Выбор фильтра

Как правильно выбрать воздушный фильтр для инерционно-масляного устройства? При правильной эксплуатации и своевременной очистки масляный элемент стабильно работает, как и двигатель.

Основная задача водителя автомобиля:

  • выполнять своевременную очистку масляной ванны;
  • проводить очистку элемента – очищать налипшую пыль и пыльцу на стенках цилиндра;
  • следить за уровнем масляной ванны.

Процесс замены

Замена воздушного фильтра на ЗИЛ 130 должна быть проведена только при поломке детали цилиндра (дросселирующей кассеты, масляной ванны и т.д.).

Пошаговая инструкция замены:

  • откручиваем винт, расположенный по центру;
  • сливаем грязное масло;
  • промываем масляную ванну;
  • тщательно смачиваем стенки цилиндра и дросселирующую кассету;
  • очищаем стенки внутри керосином или бензином;
  • заливаем в ванну новое масло;
  • подсоединяем снятые патрубки.

Замена воздушного фильтра ЗИЛ 5301

ЗИЛ 5301 использует съемный элемент, не нужно заправлять маслом и выполнять очистку керосином или бензином.

Оценить уровень загрязнения возможно двумя способами:

  • приобрести датчик загрязненности;
  • визуально проверить стенки цилиндра – большое количество пыли, опавшей листвы и насекомых.

Особенности выбора и процесса замены воздушного фильтра: постоянная и своевременная замена уменьшает износ двигателя на 25%, для модели «Бычок» подойдут оригинальные фильтры ФВ-5301. Такая модель подходит только для грузовиков марки ЗИЛ, остальная техника – экскаваторы, погрузчики и другая специализированная техника.

Сходства и различия ЗИЛ 5301 и 130

Модель 5301 использует очистку воздуха через плотно расположенные, параллельно друг другу, нити, создающие плотную поверхность для фильтрации пыли. Условия эксплуатации – рекомендуется к замене вследствие износа.

Модель 130 использует инерционно-масляный тип, пыль прилипает к стенкам фильтра через прохождение нагретого масла. Условие эксплуатации – многоразовое, с обязательной очисткой.

Периодичность замены

Как часто требуется замена элемента для ЗИЛ 130 и 131?

  • рекомендуемый пробег до 30 тыс км, если эксплуатация автомобиля выполняется на грунтовых дорогах – до 20 тыс км пробега;
  • замена воздушного элемента для автомобиля 5301 выполняется на отметке пробега 50-60 тыс км.

Важный момент: Степень загрязнения элемента в автомобиле можно визуально определить по количеству пыли и листвы в масляной ванне – необходимо ее промыть и заменить. В модели 5301 – по количеству осевшей пыли на блоке воздушного цилиндра.

Последствия несвоевременной замены

Инерционный масляный элемент — это вчерашняя технология очистки воздушного потока двигателя. Соответственно, за очисткой и состоянием цилиндра нужно следить очень внимательно, поскольку на выходе получается очень высокий процент неочищенного воздуха.

При попадании в бензиновый двигатель пыли и грязи высокий риск последующей разборки всей поршневой группы. Даже в незначительных количествах, загрязнение двигателя автомобиля уменьшает моторесурс минимум на 20% (при заводском установленном пробеге 800 тыс км). Т.е. 140 тыс км могут быть списаны с эксплуатации автомобиля.