Замена антифриза

Каждый водитель знает — в процессе работы двигатель нагревается до очень высоких температур. И без нормальной системы охлаждения он быстро выйдет из строя. При этом работа системы зависит от залитой в нее охлаждающей жидкости. Но со временем ОЖ вырабатывает свой ресурс. И ее надо менять. Поэтому автовладельцу надо знать, как правильно сменить охлаждающую жидкость.

Сроки замены охлаждающей жидкости

Периодичность замены охлаждающей жидкости в автомобиле зависит от его модели, состояния мотора и условий эксплуатации машины. Точную цифру можно найти в сервисной книжке. Например, у отечественных авто замену приходится проводить каждые 60-90 тысяч километров пробега, или раз в 1,5-2 года. А у более новых, зарубежных машин антифриз меняется каждые 200-250 тысяч км или раз в 5-7 лет. Отдельно стоит упомянуть наиболее качественную охлаждающую жидкость, класса G13. Ее сроки замены — раз в 8-10 лет или после 300-500 км пробега.

Но играют роль и условия эксплуатации машины. Поездки по неровным, разбитым дорогам, пыль и грязь, использование некачественного антифриза — все это вынуждает менять ОЖ чаще, чем требуется. В целом, в описанных условиях жидкость вырабатывает свой ресурс на 30-50% быстрее.

Не стоит забывать и про срок эксплуатации. Даже если автомобиль стоит в гараже, свойства жидкости постепенно меняются. Со временем антифриз расслаивается. И здесь уже без замены не обойтись. Причем надо помнить — чем дольше автомобиль стоит без дела, тем сильнее меняются свойства жидкости. В итоге, в простаивающей машине антифриз придется менять раньше, чем в регулярно используемом авто. В случае некачественной ОЖ сливать ее придется уже через год.

Расположение бачка с антифризом

Расширительный бачок — один из важнейших элементов в системе охлаждения. Он необходим для регулирования давления в системе. Ведь при работе двигателя антифриз нагревается и расширяется. А это увеличивает давление в системе. Это, в свою очередь, приведет, к выходу из строя шлангов или патрубков охлаждающего контура.

Стоит разобраться в принципах работы расширительного бачка. Выглядят они следующим образом:

  • При работе двигателя антифриз нагревается. Жидкость расширяется, ее объем увеличивается.
  • «Лишний» объем ОЖ переходит в расширительный бачок. Уровень жидкости в емкости повышается.
  • При остывании мотора жидкость возвращается в систему. Ее уровень понижается.

Расположение расширительного бачка зависит от модели автомобиля. Поэтому искать его надо по сервисной книжке машины. Но стоит помнить — емкость эта устанавливается выше уровня заливного отверстия радиатора. При этом сам бачок обычно полупрозрачный, с отметками «минимум» и «максимум». И стоит помнить — уровень жидкости в емкости не должен быть выше отметки «максимум». Иначе в системе давление возрастет выше допустимого.

Антифриз в расширительном бачке

Проверка уровня антифриза в бачке проводится поэтапно:

  • Двигатель остужается. Автомобиль устанавливается на ровную поверхность.
  • На радиаторе надо найти шланг, отходящий к расширительному бачку. Отвинчивается крышка заливного отверстия радиатора и проверяется уровень жидкости. Антифриз должен находиться на уровне отверстия шланга, соединенного с бачком.
  • Проверяется уровень ОЖ в емкости. В нормальном состоянии он находится в пределах между отметками «минимум» и «максимум».

С помощью расширительного бачка проверяется и состояние антифриза. Если он поменял свой цвет и консистенцию — пришла пора его менять.

Слив жидкости и промывка системы

Сам процесс слива антифриза выглядит несложно. Порядок замены охлаждающей жидкости состоит всего из четырех пунктов:

  • Подготовка инструментов и автомобиля.
  • Слив отработанной ОЖ.
  • Промывка охлаждающего контура.
  • Заливка нового антифриза.

Сначала необходимо подготовить инструменты для работы. Вот что потребуется владельцу авто:

  • Набор гаечных ключей. Необходимы для снятия защиты картера и расширительного бачка. Размер ключа зависит от марки машины.
  • Емкость с антифризом. Рекомендуется приобретать жидкость с запасом. Еще стоит помнить — в отечественных авто антифриз называется тосолом. Но на текущий момент эти жидкости не имеют принципиальных отличий.
  • Жидкость для промывки охлаждающего контура.
  • Тара для слива отработанной ОЖ.

Еще стоит решить вопрос с техникой безопасности. И здесь имеется ряд рекомендаций:

  • Антифриз — жидкость токсичная. Работать с ним надо в проветриваемом помещении, не допуская попадания в нос, глаза или рот.
  • ОЖ нельзя смешивать с топливом. Это отрицательно сказывается на работе двигателя.
  • Проводить замену можно только при остывшем моторе. В противном случае можно обжечься.

При сливе обязательно снимается защита картера. Для этого автомобиль и устанавливается на эстакаду или над смотровой ямой. Затем под сливное отверстие ставится емкость для отработанного антифриза. Место расположения этого отверстия имеется в сервисной книжке. Но на некоторых авто специального слива нет. Пример: большая часть отечественных машин. В подобном случае отсоединяется шланг с нижнего патрубка радиатора. Его необходимо направить в емкость и дождаться, пока стечет вся жидкость. Для ускорения процесса слива отвинчивается пробка на расширительном бачке.

Слив антифриза с радиатора

Теперь необходимо промыть систему. В автосервисах это делается при аппаратной замене охлаждающей жидкости. Но это не единственный вариант. Опытные автомобилисты чистят систему вручную. Причем основных вариантов прочистки имеется всего три:

  • Дистиллированной водой.
  • Домашними чистящими средствами. Пример: уксусная или лимонная кислота.
  • Специальными составами. Делятся на кислотные, щелочные, комбинированные и мягкой промывки.

Сначала следует разобраться с промывкой дистиллированной водой. Здесь все просто: сливное отверстие закрывается и в систему заливается вода. Количество — столько же, сколько требуется антифриза (указано в сервисной книжке). Затем двигатель прогревается до рабочей температуры, до 60-70 градусов по Цельсию. В этом режиме мотор работает 15-20 минут. Далее двигатель глушится, и ему дают остыть. Вода сливается. При необходимости процедура повторяется до полной промывки охлаждающего контура.

Следующий вариант — промывка домашними чистящими средствами. Большинство автовладельцев применяют раствор лимонной кислоты. Концентрация — 140-200 граммов на 10 литров воды. Принцип тот же, что и в предыдущем способе. Единственное отличие — после прогрева промывка не сливается сразу. Надо оставить раствор лимонной кислоты на 2-3 часа, и затем уже сливать его. Стоит запомнить — это средство можно заменить уксусом, молочной кислотой или пищевой содой.

Наиболее эффективный способ — чистка специальными составами. И здесь имеется четыре варианта:

  • Использование щелочных средств. Они удаляют остатки отработанного антифриза из системы. Принцип использования описан на упаковке. Если описания нет — промывать также, как дистиллированной водой. Описание имеется выше.
  • Использование кислотных средств. Применяется для удаления грязи и продуктов коррозии. Строго рекомендуется комбинировать кислотные и щелочные составы. Но промывка делается отдельно каждой жидкостью. Стоит помнить — смешивать щелочь и кислоту нельзя! При смешивании они взаимно нейтрализуются, не действуя на накипь и грязь.
  • Комбинированные составы. Применяются строго по инструкции производителя. В большинстве случаев являются кислотными и щелочными средствами, подобранными для максимальной эффективности.
  • Смеси для мягкой промывки. Добавляются уже в чистый антифриз. Препятствуют образованию накипи и коррозии, помогают удалять грязь из системы. Служат для продления срока службы антифриза.

После промывки осталось залить новую охлаждающую жидкость.

Заливка нового антифриза

Перед заливкой необходимо проверить состояние системы охлаждения — нет ли протечек, нужна ли замена шлангов и т. п. И стоит помнить — чем ниже периодичность замены охлаждающей жидкости, тем тщательнее следует проводить проверку. Если система в порядке, надо заливать новый антифриз.

При полной замене средство заливают через расширительный бачок. Процесс выглядит следующим образом:

  • Жидкость доливается до максимального уровня.
  • Мотор автомобиля прогревается в течение 10-15 минут. Его надо разогреть до рабочей температуры.
  • Двигателю дают остыть.
  • К этому моменту количество антифриза в бачке должно было уменьшиться. Его снова доливают до максимальной отметки.

В течение следующих 2-3 дней стоит проверять, не появилось ли протечек. Если двигатель работает нормально и не перегревается, то это значит, что замена прошла успешно.